Антибуллинговые политики будут введены в школах Казахстана

Антибуллинговые политики будут введены в школах Казахстана фото из открытого источника

В образовательных учреждениях Казахстана планируется ввести ряд правил против травли, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. По словам Халиды Ажигуловой, уполномоченного по правам ребёнка г. Алматы, за каждым случаем подросткового самоубийства стоят инциденты школьной травли. Ажигулова объясняет ситуацию следующим образом: тотальный контроль над проблемой не представляется возможным, поэтому необходимо направлять усилия на минимизацию таких инцидентов.

Буллинг: введение понятия на официальном уровне

Слово «буллинг» заимствовано из английского языка и напрямую переводится как «травля». Сущность понятия заключается в унижении ребёнка конкретным лицом или группой лиц. Это может происходить в самой разной форме, включать в себя вымогательство, запугивание, физическое насилие или так называемое «сталкерство» (т.е. преследование). А в современных реалиях этот процесс зачастую осуществляется посредством социальных сетей. Такая разновидность травли тоже имеет своё название: «кибербуллинг».

В январе 2020 года добровольцы-борцы за права детей города Алматы издали собственные программы и методики, направленные на борьбу с травлями и искоренение этой проблемы в большинстве школ города. Однако директора городских школ не откликнулись на предложения внедрить их в воспитательный процесс. Тогда стало ясно, что пока борьба с буллингом не примет статус обязательного к выполнению закона, школы продолжат бездействовать. В апреле 2022 года в содержание закона «О правах ребёнка» было на официальной основе внедрено новое понятие - «буллинг». Халида Ажигулова сообщает, что на данный момент в стране ведутся работы по созданию свода правил, предотвращающих буллинг среди несовершеннолетних. Это – результат бескорыстной работы правозащитников-энтузиастов.

«Вопросы безопасности – это базовые потребности любого ребенка»

От травли сильно страдает не только психологический фон, но и процесс обучения ребёнка, его успеваемость. Эффективность получения знаний и освоения школьного материала, развитие как личности и самореализация – всё это недоступно, если ребёнок подвергается буллингу. Первостепенно он должен чувствовать, что школа – это комфортное и безопасное место. Это то, за что борется Халида Ажигулова. Она и её коллеги верят, что не за горами тот день, когда все образовательные учреждения государства будут осуществлять свою деятельность в рамках антибуллинговых политик.

Независимый центр борьбы с буллингом

В г. Алматы существует независимый центр под названием Just Support, где работают профессионалы в области детской психологии, педагоги и медиаторы. Фонд оказывает психологическую поддержку жертвам буллинга и их родителям, проводит с ними консультации, а также и воспитательные беседы с детьми-организаторами травли. Оказалось, что, когда местные эксперты и родители подвергающихся буллингу детей обращаются к школе, с ними не идут на контакт, отказывают в диалоге. Директор и сотрудники данного фонда убеждены, что ни в коем случае нельзя умалчивать и прятать эту проблему, ведь необходимо искоренять её и отстаивать законные права детей.