Почему на территории Казахстана уменьшается количество русскоязычных школ

Почему на территории Казахстана уменьшается количество русскоязычных школ  в Новости образования фото из открытого источника
Недавно депутаты выразили обеспокоенность в связи с ситуацией, которая складывается в стране с государственным языком. В действующее законодательство планируется внести ряд изменений, но родители уже возмущены отсутствием русских классов в школьных учреждениях.

Что послужило поводом для обсуждений

Скандал разразился в школе №93, к которой приписаны густонаселенные районы. Руководство образовательного учреждения обещало организацию смешанных классов. В действительности оказалось, что планируется проводить обучение исключительно на казахском языке.
В последних числах апреля прошло возмущенные граждане стали участниками собрания, на котором обсуждались больные вопросы. На мероприятии присутствовал Казбек Иса и депутат мажилиса попытался успокоить общественность, но произнесенная им речь вызвала серьезный резонанс. Мужчина назвал ошибочными утверждения, согласно которым для казахских школ характерен недостаточный уровень знаний. В качестве убедительных аргументов он привел данные статистики, согласно которым 90% участвующих в олимпиадах детей проходят обучение на государственном языке.

«Даже учёными доказано, что те люди, которые не умеют мыслить на родном языке, не видят сны на родном языке, считаются духовными инвалидами. Вы, те, кто отдаете своих детей в первые классы, делаете их духовными инвалидами. Почему Япония такая развитая? Потому, что с начальных классов там учат свой язык», – высказался депутат.
Позицию депутата поддержал Аятжан Ахметжанов, занимающий должность директора гимназии №90. В Instagram на его личной странице появилось сообщение о желании оставить в гимназии №93 обучение на родном языке. Он выразил обеспокоенность, что требование о создании русскоязычных классов поступает от казахов.

Организация раздельного и смешанного обучения


«Число частных школ с чисто русским языком обучения резко выросло в последнее время. Очень много бизнесменов, которые открывают в Казахстане школы с русским языком обучения. Даже наши казахстанские бизнесмены открывают школы с русским языком обучения. Популярные школы, такие как BINOM (проект школы от Айдына Рахимбаева, главы BI Group – Прим. ред.) – смешные, к сожалению. Надо открывать национальные школы, иначе будет поздно», – отметил Ахметжанов.

Асем Тлеубердинова планировала устроить ребенка в гимназию №93 и искренне надеялась, что в школе будут организованы русскоязычные классы. Ей пришлось лично столкнуться с агрессивным поведением и оскорбительными комментариями, связанными с предпочтениями в выборе языка. Многие родители придерживаются позиции, что учить государственный язык необходимо с детства и его знание должно быть на более высоком уровне.

«Мы с садика изучали казахский язык, поэтому проблем с поступлением в казахскую школу не было. Мы не собираемся уезжать из Казахстана и, поскольку живем в этой стране, считаем, что обязаны знать государственный язык. Я специально отдала ребенка в школу с казахским языком обучения», – поделилась мнением Кузнецова.

«У меня есть опыт работы и директором, и учителем. На данный момент русские классы не закрывают. Проблема в том, что не хватает учителей, которые преподают на русском. Сейчас очень сложно найти педагогов с русским языком преподавания. Это не от нежелания или желания обучать на русском, это просто веяние времени», – высказалась Смирнова.

Казахский язык становится все более популярным, и никто не планирует строить преграды для его развития. Подобной позиции придерживается Ирина Смирнова, которая просит сохранять спокойствие и не нагнетать обстановку. Архат Аймагамбетов в проекте «Ответь Бажкеновой» отметил, что граждане страны предпочитают чаще выбирать школы с родным языком.

На протяжении нескольких последних лет наблюдается устойчивая тенденция уменьшения общего числа образовательных учреждений с русскоязычными учителями и детьми, выбирающими подобный формат обучения. На текущий момент в Казахстане работает 7 500 школ, из которых 70% предполагают организацию учебного процесса на родном языке. Приблизительно 30% предпочли смешанную форму и около 10% имеют русскоязычные классы.

Поделится

Подписывайтесь на нас

    |         |