Какие особенности характерны для системы образования в 2022 году

Какие особенности характерны для системы образования в 2022 году фото из открытого источника

Характер развития страны во многом определяется степенью образованности населения. В число наиболее важных задач общества входит обучение нового поколения и привитие ему определенных морально-ценностных качеств. В Казахстане система образования продолжает реформироваться и активно развиваться.

Особенности развития школьного обучения

Основные задачи системы школьного образования определяются в действующем законодательстве.


Приоритетными считаются следующие направления:

  • Обществу необходимо создать комфортные условия, которые позволят личности формироваться и развиваться.
  • Система должна обеспечивать возможности для совершенствования физического, природного и духовного потенциала.
  • Необходимо воспитывать личности с активными жизненными, гражданскими и патриотическими позициями.


Вышеперечисленные принципы дополняются перечнем задач по внедрению передовых технологий в образовательный процесс. Прежде всего речь идет об информационных разработках и коммуникациях.


Одной из важных задач государственного масштаба считается повышение авторитетности профессии педагога в обществе.


Основные уровни образовательной системы

Действующее законодательство определяет основные принципы преемственности поколений и непрерывности традиций. Они выступают в качестве фундамента, на котором базируются все основные ступени образования.


На текущий момент существует следующее деление:

  • дошкольное;
  • начальный уровень, предполагающее обучение длительностью 4 года;
  • среднее, продолжающееся 5 лет;
  • среднее полное длительностью 2 года, включающее направление технического и профессионального характера;
  • высшее, дополнительное, послевузовское, экспериментальное.


Основные особенности образовательного процесса в 2022 году

Тенденцией последних лет стало реформирование, коснувшееся прежде всего систему получения образование в среднем звене.


Основными направлениями принято считать:

  1. Изменение наполнения образовательных программ.
    Изначально изменения затронули начальную школу, а затем они начали затрагивать среднее образование. Основные трансформации связаны с подходом, который применяется к процессу получения знаний. Ранее характерной чертой выступало обычное усвоение с последующим воспроизведением полученной информации. Теперь основной упор делается на развитие критического мышления, самостоятельное проведение анализов и проявление креативности.
  2. Водятся новые требования к контролю и оценке знаний.
    Согласно новым правилам, достижения и учебная деятельность учеников 1-го класса не оценивается. Для учеников остальных классов используется 10-бальная шкала.
  3. Увеличено общее количество предметов.
    Расширен перечень стандартных дисциплин для изучения старшеклассниками. Они преподаются на государственном языке, а некоторые из них школьники проходят обучение на английском.
  4. Появление новых направлений.
    Предметы стали появляться в рамках обновленных программ. Ученикам 1-х классов предлагаются курсы цифровой грамотности. Дети старшего возраста могут выбрать такие предметы как «Экология», «Основы предпринимательства» и ряд других программ. Они позволяют добиваться всестороннего развития личности.


Министерство образования стремится снизить школьную нагрузку. При определении норм ранее использовались общие рекомендации, которые утверждались МОН РК. В реальной жизни уровень нагрузки всегда оказывается выше, что продолжает вызывать активные споры среди законных представителей учащихся и педагогов.


В условиях введения режима самоограничения было введено несколько кардинальных новшеств, которые коснулись организационных вопросов. Был составлен перечень интернет-платформ, с использованием которых учителя могут вести уроки в онлайн-формате.


В рамках разработанных программ предусматривается плавный переход к обычным и особым режимам работы. На 3-ю четверть 2022 года запланировано проведение школьных занятий с использованием различных форматов. Подобные мероприятия позволят в будущем учесть эпидемиологическую ситуацию в конкретной области в зависимости от числа учеников в образовательном учреждении и классе.


На протяжении нескольких лет в казахских школах наблюдалась острая нехватка преподавателей. Государством была сделана попытка решить подобную проблему. Проводимый комплекс мероприятия предполагает повышение престижности труда учителя посредством улучшения материального обеспечения. Начиная с 2020 года предполагается ежегодное повышение размера оплаты на 25%, а последнее увеличение было объявлено в январе текущего года.


Для системы среднего образования предусмотрен переход на 12-летнее обучение. Изменения планируется начать в 2023 году, а процесс разделен на несколько этапов. Подобные реформы коснутся детей, которые будут зачислены в первый класс.

Как развивается высшее образование

Система высшего образования в Казахстане проходит этап активного реформирования. В 2010 году произошло присоединение к Болонской декларации. Основным вектором развития выбрано создание целостного пространства. Подобное означает, что казахские выпускники смогут рассчитывать на конкурентоспособность полученных диплом.


Предполагается создание трехуровневой системы:

  • бакалавриат — предполагает 4 года обучения и освоение профессии, выпускники могут рассчитывать на получение степени;
  • магистратура — обучение предполагает узконаправленный характер, позволяющий получить научные, управленческие и педагогические кадры;
  • докторантура — обучения длится 3 года, после чего выпускник вправе рассчитывать на докторской степени.


Высшие образовательные учреждения контролируются и координируются Министерством образования. Существует список особых ВУЗов, которые в силу специфических особенностей и нюансов финансирования находится в подчинении профильных министерств. На территории Казахстана деятельность осуществляют несколько иностранных и совместных университетов.


Для повышения уровня подготовки выпускников и повышения качества в области высшего образования проводятся следующие реформы:

Профилизация образовательных учреждений, осуществляемая под контролем государства. На протяжении нескольких последних лет были отозваны лицензионные документы, которые разрешали подготовку специалистов по популярным специальностям. Перечень разрабатываемых мероприятие позволяет сформировать конкурентоспособные профильные направления.


Со стороны государства установлены приоритеты, которые определяют особенности подготовки кадров с использованием системы грантов на образование. Внимание уделяется подготовке кадров, которые острой востребованы на рынке. К такой категории относятся технические специалисты и педагоги.


В ВУЗах произошла отмена заочной формы, так как она оказалась неспособной обеспечить качественный результат. На территории страны происходит активное внедрение дистанционного формата. Он стал особо популярным в связи с введением карантина.


Министерство образования особое внимание уделяет исследовательским работам. МОН РК была разработана система для тщательной проверки всех студенческих научных изысканий. При помощи такого инструмента пресекаются попытки заимствований. В результате можно получить представление о текущем уровне знаний и подготовке молодого специалиста.


В сложившихся условиях высшие образовательные учреждения вправе самостоятельно осуществлять выбор традиционного либо смешанного формата обучения. Последний предполагает, что лекции могут проводиться в онлайн-режиме, а семинары и занятий в оффлайн.


Успешные выпускники вправе рассчитывать на получение качественного образования за рубежом:


  • в рамках договорных отношений и соглашений;
  • по государственной программе «Болашак».


Образовательная система Казахстана пытается охватить представителей нового поколения, начиная от детсадовского возраста и заканчивая послевузовским сопровождением. Успешность пути во многом зависит от усилий учащегося, а государство пытается предоставить гражданам равные права и возможности.