Адаптация к школе

Адаптация к школе  в Развитие школьника фото из открытого источника
Теплые сентябрьские деньки – повод для многих семей к торжеству. Дети собираются идти в школу. Особенно радостным это событие становится для тех, кто в первый раз пойдет поучать знания. Прежде чем стать первоклассником, малыш проходит целый ряд испытаний.

За лето он должен не только посетить курс подготовительной программы и специальные занятия, но и пройти психологическую диагностику, которую проводят комиссии в составе школьных психологов и преподавателей начальных классов. Разница между образом жизни малыша, когда он посещал детский сад или родители занимались им в домашних условиях, и новым неизведанным сложным режимом обучения в школе огромная. Как правило, резкий переход к новому образу жизни вызывает психологический дискомфорт, даже если в школе ребенку интересно. Впервые малыш сталкивается с такими понятиями, как «школьные обязанности», строгий режим дня, которому надо следовать неукоснительно изо дня в день. Нагрузка в сложный адаптационный период может выражаться в появлении капризности, плаксивости, раздражительности. Ребенок становится неуправляемым и непослушным. У каждого первоклассника привыкание к новым требованиям школьной жизни проходит по индивидуальному сценарию. Все члены семьи должны создавать для первоклассника питательную среду дома, атмосфера которой поможет ребенку правильно понимать то, что от него требуют незнакомые тети и дяди, которые стоят у школьной доски. Внимательно выслушать первоклассника, когда он прибегает с известиями о своей новой жизни ученика, поцеловать и погладить как обычно, даже рассказать на ночь сказку – такая теплая забота покажет мальчику или девочке, что родители очень интересуются хлопотами организации нового режима жизни. Если подходить к нуждам ребенка равнодушно и не принимать всерьез его впечатления от школьной жизни, то рано или поздно у ученика начнет развиваться стойкая неприязнь к процессу школьного образования.

Какие отличия в режиме дня ребенка следует учитывать при адаптации

Если в дошкольном учреждении каждый день малыша проходил в игровой форме, когда воспитатель организовывал время пребывания детсадовцев так, что они могли не только поиграть самостоятельно, но и участвовать в коллективных играх, то в школе ребенок вынужден проводить длительное время за учебной партой в скованной для свободных движений позе.

Огромное значение для психологической устойчивости и здоровья первоклассника имеет время, когда малыш получает порцию дневного сна, так как это было в дошкольном учреждении. Этот фактор является обязательным для хорошего усвоения школьного материала и отдыха. Поэтому если время дневного сна сместилось из-за изменения режима дня, то после того, как малыш пришел из школы, его обязательно нужно уложить на часок отдыхать. Возвращение в спокойную домашнюю атмосферу, где время течет не спеша, помогает малышу набраться сил, чтобы вечером заниматься домашними заданиями, которые учитель задал на уроках.

Длительность периода адаптации

Для каждого первоклассника длительность интервала времени для прохождения адаптации к новым условиям индивидуальна. В зависимости от психологического типа ребенка и тех условий, какие ему создадут дома родители, этот период может растянуться по времени от двух недель до нескольких месяцев. Главные факторы, определяющие скорость адаптации, следующие:
  • Степень подготовки ребенка к школе.
  • Особенности организации процесса обучения в той школе, куда ходит ученик.
  • Степень загрузки учеников новым материалом.
  • Форма подачи информации, которую должны усвоить ученики во время уроков.
  • Объем домашних заданий и сроки на их выполнение.

Школьные факторы, которые определяют успешность адаптации

Эмоционально-стрессовая нагрузка на психику первоклассника может оказаться непосильной, если не учитывается влияние традиционных для школы моментов:
  • Строгое отношение педагогического работника к тем детям, которые недавно были дошколятами и росли в тепличных условиях детского сада.
  • Большой коллектив, который сформирован в классе. Множество новых связей, знакомств и друзей.
  • Непривычный и не всегда комфортный для первоклашки режим дня.
  • Резкое ограничение физической активности. Требования учителя, чтобы ученики сидели смирно и в определенной позе.
Все эти факторы, которые врываются в обычную жизнь малыша с началом учебного года, вызывают у него массу вопросов и протестов.
Особенно тяжело активным, привыкшим бегать, прыгать, куролесить маленьким непоседам будет объяснить необходимость школьных правил. Здесь родителям, бабушкам и дедушкам необходимо проявить стойкость и терпение, чтобы путем разъяснений донести до малыша главное – он теперь школьник и у него есть школьные обязанности.

Если адаптация прошла успешно

Со временем, когда период адаптации к школьному образу жизни закончится, ребенок привыкает к новым требованиям, детский организм настраивается на новые биологические ритмы, вырабатываются привычки и усидчивость.

На первый план в заинтересованности первоклассника в школьных занятиях начинают выходить амбициозные интересы – как получить на уроке высокую оценку и стать лучшим в классе. Ребенок уже осознает, что надо учиться. Он понимает, как получать знания, как запоминать сложный и простой материал, как оформлять тетради и многое другое, что в последствие поможет ему без особого труда осваивать сложности математики, физики, географии, истории и литературы.

В случае негативного развития сценария адаптации разочарования и обиды могут завести малыша в тупик, он будет демонстративно проявлять нежелание заниматься, делать негативные замечания в адрес учителя, одноклассников. Как следствие такого поведения, появится неуспеваемость по учебной программе начального образования.

Детские психологи и педагоги разделяют период адаптации ребенка к школе на три этапа.

1-й этап

Начало первого этапа знаменуется в апреле-мае. В это время школы организуют подготовительные занятия для дошколят. Опытные педагоги знают, как заинтересовать ребенка. Для будущих школьников проводят обзорные экскурсии по территории учебного заведения, в классах. В игровой форме учителя проводят спортивные мероприятия и упражнения для развития крупной и мелкой моторики, конкурсы и викторины, которые помогают малышам научиться отвечать на вопросы.

2-й этап

Это стадия периода адаптации, когда ребенок проводит свое время уже на школьных уроках в первый учебный год своей жизни. Профессиональный подход к оценке индивидуальных особенностей и возможностей первоклассников помогает учителям безболезненно и с высокой продуктивностью настроить дисциплинированное поведение и позитивный настрой на учебу. В этот период для родителей очень важны те консультации, которые дают педагогические работники на родительских собраниях и встречах.
Успех адаптации во многом зависит от партнерского взаимодействия на втором этапе родителей и преподавателя начальных классов.

3-й этап

Это период очень тонкой работы школьного психологи и учителя с теми учениками, которые, несмотря на все старания, проявляют признаки дезадаптации в течении второго семестра первого года обучения в начальной школе.
Есть несколько причин, которые могут привести к возникновению третьего этапа. Чаще всего, это связано со сложностью общения учеников.

Основные мероприятия третьего этапа:
  • Выявление агрессивности, тревожности, завышенной самооценки школьника путем диагностики психического состояния.
  • Профессиональная помощь психологи по коррекции и развитию детей, у которых выявлены большие проблемы с общением в классе, общественным поведением и отношением к обучению
  • Консультативная работа с родителями трудных детей.
Внимательный мониторинг изменений, которые идут во время коррекционной работы.

Основные положения программы адаптации

Когда составляется такая программа, то обязательны мероприятия в трех направлениях – физиологическая, социальная и психологическая адаптация к школе. Семья – главное место действия принципов успешного привыкания малыша к новому образу жизни. Только благоприятная обстановка дома может снять стресс. Организуйте правильное чередование отдыха и деятельности для первоклассника. Самый оптимальный способ восстановления сил и снятия психологической напряженности – организация дневного сна. Режим дня, когда малыш чередует активный отдых с занятиями и спокойным отдыхом в постели, обеспечит правильную работу центральной нервной системы. Так можно избежать переутомления, развития тревожности и других признаков дезадаптации.

В семье у ребенка воспитываются нормы поведения – вежливое обращение к старшим и ровесникам, внимательное отношение к окружающим его людям. Эти факторы помогут малышу быстро найти общий язык со своими сверстниками, которые сидят рядом с ним в классе, приобрести надежных и веселых друзей, с которыми будет интересно не только на переменках, но и во время длительных уроков.
Ребенок психологически готов к продолжению обучения, если у него позитивный настрой. Он получает максимум удовольствия от школьных занятий, у него присутствует радость и интерес к домашним занятиям. Каждый маленький успех первоклассника нужно отмечать похвалой. Любая критика только вызовет негативные эмоции. Одно из главных правил психологической работы с первоклассником – научить его самостоятельно делать уроки. Не стремитесь все сделать за ученика, подскажите советом, выслушайте его доводы и покажите правильное решение, но никогда не приучайте ребенка к том, что именно вы будете выполнять его школьные обязанности. Самостоятельность, которую можно привить на первом году обучения, определит дальнейший успех получения школьных знаний.
Совершенно недопустимо физическое воздействие в процессе выполнения домашних заданий не только в период адаптации первоклассника, но и на всем протяжении обучения в школе.

Только внимание и различные поощрения могут быть инструментами, стимулирующими к учебе.

Для физиологической адаптации характерны изменения в организме растущего малыша. Хронический стресс может привести к потере веса, развитию вегето-сосудистой дистонии, неврозам и головной боли. Такие симптомы возникают в конце первой четверти. Ведь обычно это период глубокой осени, когда мало солнечного света, холод и слякоть. Помимо простудных состояний, вызванных переохлаждением, у ребенка может появиться астения.

Справиться с физиологическими проблемами помогут физкультурные пятиминутки, контроль за правильностью осанки во время учебной работы, закаливание, контроль за длительностью сна – он не может быть меньше 9 часов в сутки, ограничение телевизионных просмотров и игры на планшетах и в компьютерах.

Социальные проблемы возникают у малышей, которые до школы большую часть времени проводили с бабушкой или мамой, не посещали детский сад, где много детей. Им трудно бывает выстраивать правильные отношения не только с незнакомыми взрослыми людьми, которые работают в школе, но и со своими сверстниками. Такого ребенка надо защищать от возможножных агрессивных нападок, которые детсадовцу могут быть привычными. Родителям придется потрудиться, чтобы научить ребенка находить общий язык с членами коллектива, в который он попадает сразу, как переступает порог школы.

Пожелания родителям:
  • Создавайте с утра позитивный настрой на весь день.
  • Не запугивайте первоклассника невыполнимыми условиями.
После школы обязательно дайте малышу отдохнуть от напряженной учебы и лишь потом приступайте к домашним заданиям.
Общаясь с учителем, будьте вежливыми, ведь именно учитель будет работать с вашим малышом и от него зависит качество знаний, которые освоит первоклассник.

Придерживайтесь единой тактики воспитания. Разногласия по этому вопросу между родителями, бабушками и дедушками лишь усложнят отношения и вызовут негативное напряжение в семейной атмосфере.

Поделится