Школы » Блог » Учимся читать: самые эффективные методики

Учимся читать: самые эффективные методики

Учимся читать: самые эффективные методики
Блог
Фото: фото из открытого источника
19:20, 21 февраль 2023
401
0

Чтение занимает важную часть в нашей жизни. Мы и сами не замечаем, как много информации мы способны получить с помощью этого вида деятельности: информация о товаре на ценниках, сообщения в чатах, рассылки новостей, вывески на магазинах. В мире нет такого человека, который бы не смог осилить этот навык и вчерашние малыши тоже не исключение. Как только они подрастут, взрослые познакомят их с увлекательным миром букв и слогов. Научить ребенка читать можно как самостоятельно, так и прибегнуть к помощи специалистов.

Когда начинать обучение

Ни один педагог в мире не способен определить временные рамки, которые бы обозначили начало процесса обучения чтению. Этот процесс носит индивидуальные особенности. Поэтому определить готовность ребенка к изучению можно только при личной беседе. Многие родители действуют по принципу: «В школу пойдет – там и научиться», поэтому долгое время игнорируют возникший интерес ребенка к чтению. Подобная ситуация может принести негативные плоды в дальнейшем. Не получив интересующую информацию, ребенок может быстро потерять интерес и затем, в процессе, обучения с неохотой учиться читать.

Еще одна диаметрально противоположная позиция – начинать обучение как можно раньше. В надежде дать ребенку как можно больше знаний родители стараются научить читать ребенка буквально, как только он начинает говорить.  В этот момент малыш еще не готов познать мир букв и слогов, но это, как правило, не останавливает родителей. В результате они такими действиями формируют стойкое нежелание учиться.

Подведём итог, начинать обучать ребенка следует, как только у него возникнет интерес. Слишком длительное оттягивание обучение, как и слишком ранее негативно сказывается на формировании навыков чтения.

На что обратить внимание

Однако одного желания и интереса недостаточно. Без предварительных навыков и базы знаний ребенку будет сложно понять общий принцип чтения. Определить, чем звук отличается от буквы и по какому принципу строятся слоги и слова.

Основным показателем готовности ребенка является показатель речевого развития. Начинать обучение чтению следует если у ребенка:

  • сформированы навыки построения предложений (хотя бы на минимальном уровне);
  • развит лексический запас;
  • ребенок активно использует устную речь.

Основной показатель сформированности – умение самостоятельно строить предложения. Активный словарный запас позволяет выразить свои эмоции и желания, сформировать предложение ввиду просьбы. В то же время важен и объем пассивного словарного запаса.

Не стоит сильно переживать, если артикуляции ребенка и произношение незначительно отличаются от речи взрослого. Некоторые речевые дефекты обусловлены физиологическими особенностями строения артикуляционного аппарата и могут самостоятельно исчезнуть в процессе взросления.

Как не превратить обучение в мучение

Учиться чему-то новому всегда легче, когда окружающие поддерживают вас и хвалят начинания, даже если первые успехи очень сомнительные. Это правило действует вне зависимости от возраста обучающегося. Этот принцип следует взять за основу обучения малышей. В этом возрасте получить похвалу от взрослых – очень важно. Такая похвала действует лучше любой мотивации.

Не зацикливайтесь на неудачах. Старайтесь как можно меньше акцентировать внимание на ошибках малыша. Не ругайте его за промахи. Старайтесь поддерживать общую дружелюбную обстановку. В таких условиях ребенку будет легко пережить неудачи.

Придерживайтесь графика

Информация, которую мы не используем некоторое время, постепенно забывается. Так устроен наш мозг, поэтому в занятиях чтению необходимо придерживаться системности и стабильности. Лучше каждый день уделять чтению по 5-7 минут, чем раз в неделю засесть на целый час.

Читаем вслух

Прочтение книг вслух взрослыми позволяет ускорить формирование навыка у малыша. Подобная ситуация объясняется тем, что в процессе чтения ребенок узнает новые слова, запоминает принцип построения предложений. Эта позиция нашла отображение в работах ученых. Так, к примеру, исследование Виктории Перселл-Гейтс доказало, что дети, которым родители регулярно читали книги, быстрее сформировали навыки чтения и раньше своих сверстников проявили интерес к изучению букв.

Хорошей традицией могут стать вечерние семейные чтения. Таким образом удастся достичь сразу двух целей одновременно: быстрее сформировать лексический запас и наладить эмоциональный контакт между членами семьи.

Не забываем обсуждать

Часто родители совершают типичную ошибку – читают книгу, но никогда ее не обсуждают. Старайтесь всегда обговорить прочитанный материал. Таким образом, вы повысите навык пересказывания текста. Закрепите с ребенком навык построения предложений.

Лучше всего обсудить сказку или рассказ с помощью наводящих вопросов. Они должны быть максимально простые и понятные ребенку. Например, можно спросить:

  • О ком была сказка?
  • Как звали героев?
  • Что тебе понравилось больше всего?
  • Как бы ты поступил в этой ситуации?
  • Радостно ли тебе было от этого события?
    Сложность вопросов и их количество регулируется индивидуально. Начните с одного-двух вопросов. Они должны быть максимально простые. Подобное обсуждение должно занимать пару минут. В то же время, если ребенок выглядит уставшим, от подобного обсуждения следует отказаться. Не осуждайте ребенка, если у него не получилось ответить на заданный вопрос. Если выполнение задания вызывает сложности – сделайте подсказку. В некоторых случаях можно привлечь для формирования навыка еще одного члена семьи. В этом случае можно поочередно задавать вопросы всем слушателям рассказа или сказки.

Начинаем с самого простого

Чтобы научиться хорошо что-то делать, необходимо действовать по принципу: «сначала простое, затем сложное». Нагрузку необходимо постепенно увеличивать, недопустимо двигаться по материалу рывками. В этом случае ребенку будет слишком сложно справиться с информацией, он не будет успевать сформировать необходимые навыки и умения.

Первоначально ребенка следует познакомить с буквами и звуками, затем объяснить, как формируются слоги, а уж после приступать к словам.

Основные методики обучения

В школьной программе используют принцип обучения от букв к словам. В то же время в педагогической науке существуют различные методики обучения чтению.  Некоторые из них не предполагают изучение звуков и букв как таковых, а работают с большими звуковыми единицами, к примеру, слогами.

Складовое чтение

Складовая методика обучения появилась в педагогике еще в период Руси. Эта техника была основной на то время. Она предполагает работу со складовой составляющей слова.  Ее особенность заключается в том, что она не предполагает изучение букв. В рамках складового чтения звуки и буквы считаются лишней информацией, которая больше запутывает, чем помогает сформировать навык.

Уже существующую методику складового обучение усовершенствовал Николай Александрович Зайцев. Результатом его работы стали специальные кубики, которые позволяли сформировать понятие о принципах обучения и звукобуквенном составе склада с помощью цвета. Еще несколько лет тому кубики Зайцева широко использовались в дошкольных учебных заведениях для обучения детей подготовительной группы. Однако на современном этапе эта методика стала менее популярна.

Яркие и необычные кубики привлекают внимание детей. Они активно включаются в работу, так как благодаря раздаточному материалу делают общий процесс увлекательным и интересным.

Слоговое чтение

Слоговое чтение имеет частичную схожесть с предыдущей методикой. По мнению ученых, эта методика была разработана еще в период Древнеримской империи. В Советскую педагогику ее вернула Надежда Сергеевна Жукова. Женщина была практикующим логопедом и педагогом. В процессе работы с детьми она смогла опробовать методику и дополнить ее собственными разработками. Так ученой был разработан букварь и специальные сборники заданий, которые позволяли даже в домашних условиях научить малышей читать. Методика предполагала последовательное введение знаний о буквах и звуках, а образованные слоги планировалось петь, а не читать.

Обе технологии успешно используются на нашей образовательной платформе. Они позволяют быстро научиться читать и сформировать навык беглого чтения.

Аналитико-синтетическая технология

Эта методика обучения стала самой распространенной на всем постсоветском пространстве, более того она до сих пор является основной технологией обучения чтению в общеобразовательных учреждениях.

Своим появлением технология обязана советской учительнице Воскресенской Александрой Ильиничной. В ее основу были положены знания о звукобуквенной составляющей речи.

По мнению ученой, первоначально дети должны выучить звуки и буквы и научиться их различать. После этого следует переходить к более «крупным» единицам речи – слогам. Элементарные соединения гласных и согласных позволяют отработать технику составления простых слогов. После того, как сочетания для прочтения гласный + согласный у ребенка перестали вызывать сложности, следует переходить на простые слова. После освоения этого этапа следует переходить на двусложные и многосложные слова, затем прочитывать простые словосочетания и предложения.

Принцип «сначала простое – затем сложное» дает свои положительные плоды. Подобная методика позволяет работать с детьми разного уровня сформированности речевых навыков и добиться при этом успеха.

Распространённые упражнения

Для того, чтобы научиться читать, ребенок должен сначала выучить буквы алфавита и сопоставить из звуковой эквивалент. Именно понятие звука будет использоваться в дальнейшем при формировании навыков чтения.

В целом методика происходит в несколько этапов. На первом, ребенок воспринимает на слух произношение отдельных звуков, с помощью зрительной памяти запоминает как выглядят буквы, соотносит звуковое сопровождение и графическое обозначение. Лучше всего эту информацию дети запоминают в игровой форме.

Следующий этап после изучения звуков – формирование слогов. Ребенку предлагается составить открытые слоги с помощью соединения уже выученных звуков. После освоения этого этапа переходят к прочтению слов и предложений.

Учим буквы

Без знания букв освоить грамматику современного языка невозможно, поэтому первоначально следует выучить с ребенком алфавит. Сделать это можно несколькими способами, однако самый продуктивный – игровой. Наилучшим образом зарекомендовали себя карточки с зашифрованными буквами. Такие игры часто используются преподавателями на нашей платформе. Яркие рисунки и необычные задания позволяют сформировать интерес у ребенка к процессу обучения и задействовать сразу несколько видов памяти для более успешного усвоения изучаемого материала.

Для начала используются печатные вариации букв. Подобное обозначения ребенку проще воспринять зрительно. После итого, как все буквы выучены, приступают к схожей процедуре с письменными формами букв.

На этом этапе ребенку предлагают не только механически запомнить изучаемую букву, но и по шаблону написать печатный ее вариант. Подобное копирование позволяет сформировать навыки письма, подготовить руку к написанию прописных вариантов букв и их соединений.

Следующий этап – работа со словами. Ребенку предлагают назвать звук, на который начинается слово.  Усложнить задание можно просьбой назвать слова, которые начинаются на этот же звук.

Составляем слова

После того, как ребенок начал активно прочитывать короткие слова, можно переходить к репродуктивным формам.

Самым простым вариантов упражнений такого типа является составление односложных и двусложных слов. Для этого можно использовать как карточки, так и кубики.

Если ребенок научился хорошо печатать буквы, можно перейти к играм на бумаге. Ребенку можно предложить написать сложенное слово в тетради. Еще одним вариантов подобных игр является упражнение на восстановление деформированного текста. Для этого ребенок должен в уже знакомых словах вставить пропущенную букву. Выполнять подобные задания можно как с помощью кубиков, так и выполнив задание на бумаге.

Образовательная платформа allschools.kz предусматривает работу по обучению чтения на различных уровнях. Онлайн-занятия позволяют сформировать комплексное понятие об устройстве языка и речи, получить навыки подготовки руки к письму и научиться бегло читать простые тексты.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)