Как правило, все дети с нетерпением ждут, когда впервые пойдут в школу, ведь в их понимании это новый этап взросления. А какому ребенку не хочется быть взрослым! На практике оказывается, что даже для самого активного ребенка первое время школа – это стресс, поэтому основной задачей родителей на этом этапе является поддержка и подготовка к новому периоду жизни. Обратимся к рекомендациям психологов. Что же в первую очередь нужно сделать, чтобы первоклашка с удовольствием ходил в школу и грыз гранит науки без слез?
Еще несколько лет тому назад ни о каких новшествах на в школьном образовании на предмет формы обучения не предвиделось. Однако сейчас родители могут не следовать общепринятому стандарту и выбрать наиболее приемлемый вариант.
В школьном курсе предусмотрены три формы обучения:
Необходимо не только позитивно настроить ребенка на восприятие учебного процесса и школы в целом, но и также обеспечить ему психологический комфорт. В зоне риска находятся дети, которые до школы были на домашнем обучении, то есть не посещали детский сад. Им сложно привыкнуть к отсутствию родителей, а классно-урочная система кажется слишком сложной. Рекомендуется заранее познакомить ребенка с классным руководителем, школой. Будет неплохо, если при школе можно посещать курсы дошкольной подготовки. Если возможности посещать такие занятия нет их можно заменить на уроки на онлан-платформах или проводить дома небольшие занятия, нацеленные на развитие памяти. При такой подготовке школа для будущего первоклашки перестанет быть абстрактным понятием и не будет пугать.
Режим дня дошкольника, особенно если он не ходит в сад, сильно отличается от школьного графика. Постарайтесь заранее наладить режим сна и пробуждения таким образом, чтобы дальнейший переход с 1 сентября был максимально безболезненным. Старайтесь ложиться спать в одно и то же время, учитывая тот факт, что сон ученика первого класса должен быть не меньше 9 часов.
Так или иначе, но ребенку придется в школе каждый день взаимодействовать в коллективе. Это значит, что в его арсенале должны быть такие умения и навыки, которые бы позволили ему обрести друзей. Психологи выделяют 4 навыка, которые позволят каждому школьнику быть успешным в коллективе.
Навык самообслуживания
Конечно, в школе учитель поможет первоклашке справиться с трудностями не только в учебном материале, но и в самообслуживании, но это не значит, что самостоятельность должна быть минимальной.
До первого сентября ребенок должен уметь:
Ребенок не должен оставаться со своими обязанностями один на один. Он должен знать, что, если у него что-то не получилось сделать, то всегда можно обратиться за помощью к взрослому. Однако, в этом случае необходимо учить ребенка как правильно выполнить те или иные действия, а не просто сделать работу вместо него.
Дружелюбие
Обучение в школе – это не только развитие интеллектуальных возможностей. Научите ребенка правилам общения: как познакомиться с одноклассниками, как разрешить конфликты, чтобы никому не было обидно. Дружелюбие располагает. Детям, которые открыты к общению, будет проще привыкнуть к новой среде.
Усидчивость
В детском саду есть небольшие занятия, поэтому, когда приходит время идти в школу у ребенка уже сформированы минимальные представления об уроке. Однако, первоклашкам, которые не посещали сад сложно высидеть полноценный урок. Чтобы свести этот нюанс к минимуму, развивайте усидчивость. Занимайтесь с малышом самостоятельно: проводите небольшие занятия дома. Начните с длительности в 15 минут, а затем постепенно увеличивайте ее до получаса.
Вежливость
Знание элементарных правил поведения помогут быстрее наладить общение и избежать неприятных ситуаций. Объясните ребенку, что при встрече нужно здороваться. Учителю следует сказать: «Здравствуйте» или «Добрый день». В то же время друзьям можно сказать и привычное «Привет».
Расскажите, что недопустимо без спроса брать чужие вещи, разговаривать на уроке, если учитель не разрешил, а также бегать по коридорам и классу.
Первые дни в школе, как правило, проходят легко: новая обстановка, новый коллектив, первые уроки, в основном проходят в игровой форме – это все располагает ребенка настроиться на позитив. Однако со временем обучение превращается в сложную рутину, ведь для того, чтобы научиться читать и писать необходимо тренироваться. Здесь как раз начинаются первые проблемы: ребенок не понимает, зачем ему те или иные навыки. В этом случае ругать за промахи или просто заставлять не получиться – рано или поздно эта проблема опять возникнет. Рассказывайте ребенку о практическом применении навыков, объясняйте какие науки нужны для освоение тех или иных специальностей.
Старайтесь чередовать отдых и работу. Планирование дня предусматривает не только соблюдение режимных моментов, но и наличие часов отдыха. Чрезмерный отдых, как и чрезмерное трудолюбие – это плохо. При первом происходит накапливание дел, в том числе и школьных заданий, а при втором возникает чувство усталости и общее отвращение к процессу в целом.
Другими словами, чтобы быть продуктивным, необходимо соблюдать баланс.
Каждый человек, вне зависимо от возраста и пола хочет быть успешным. Основу школьных занятий составляет интеллектуальное развитие и формирование навыков, в первую очередь, интеллектуального характера. Чтобы справиться с нагрузкой нужно иметь определенный багаж знаний.
Математика
Для занятий по математике в первом классе ребенок должен знать:
Русский язык
Базовые дошкольные знания по русскому языку сосредоточены на таких позициях:
Окружающий мир
Познания природы и окружающего мира для дошкольника предполагают:
К этим знаниям можно дополнительно добавить общую информацию об устройстве космоса и Вселенной, особенностях устройства мира флоры и фауны, дать понятие о наличии континентов и стран на них.
Дополнительная важная информация
До того, как прозвенит первый звонок, с ребенком также нужно выучить общую информацию о нем и его семье.
К этим позициям относится:
У ребенка должно быть свое рабочее место. Это не должен быть любой стол, за которым можно писать. Размер стола и высота стула должны соответствовать росту ребенка. В этом случае ему будет удобно работать и не будет лишней нагрузки на скелет. Лучше всего при выборе рабочего места остановить выбор на регулируемой мебели, которая будет «расти» вместе с ребенком. Позаботьтесь об освещении. Если верхнего света недостаточно, в качестве дополнительного источника нужно использовать настольную лампу. Размещать ее нужно таким образом, чтобы она не светила в глаза.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности, получения знаний и навыков является игра. У большинства людей слово «игра» ассоциируется с чем-то развлекательным. Однако, на самом деле игры носят не только развлекательный характер. Многие из них успешно используются в педагогике и позволяют обрести в ненавязчивой форме новые знания.
Подобный принцип можно использовать для подготовки к школе. Современные развивающие товары в детских магазинах предлагают широкий ассортимент дидактических игр: лото, бродилки, фанты, паззлы, которые не только развивают эрудицию, но и позволяют выучить буквы, цифры, геометрические фигуры.
Обучающие игры часто используют на уроках в школе, но успешно играть в них можно и дома. Рассмотрим три самых продуктивных игры.
Обведи
Эта игра позволяет быстро выучить буквы, но при этом затратить минимум времени на подготовку. Для нее можно использовать любою печатную продукцию: ксерокопии листов книг, газеты и даже рекламные буклеты.
Как играть: попросите ребенка найти в тексте определенную букву и обвести или зачеркнуть ее.
О чем идет речь
Словесный аналог «Крокодила». Если в старом и добром «Крокодиле» предметы нужно было показать с помощью жестов, то в этом варианте слово нужно угадать по описанию. Ваша задача описать внешний вид предмета, его размер, форму цвет, структуру. В это время ребенок должен отгадать, о чем именно вы ему рассказываете. Эта игра отлично подойдет для поездок, ведь для ее проведения не нужно ни дополнительная подготовка, ни дополнительные атрибуты.
Ассоциации
Игра на создание пар ассоциаций развивает логическое мышление. Как играть: называйте ребенку любой предмет, а он должен подобрать к нему ассоциацию.
Этот вид игры также не позволит скучать в поездке, по дороге домой или во время очереди в магазине.
Много дидактических материалов посвящены подготовке ребенка к школе и процессу обучения в целом. Однако, как показывает практике, порой к школьной скамье бывают не готовы не только дети, но и их родители. В попытке сделать все как можно лучше родители сами создают камни преткновения и значительно усложняют процесс адаптации ребенка.
Разговоры об учителе
Откажитесь от коллективного обсуждения деятельности учителя. Особенно, если оно носит негативный характер. Ваша позиция может со временем измениться, но ребенок запомнит именно это ваше первое впечатление.
Не забывайте про общение
Большую часть дня ребенок проводит в школе. В этом случае обеспечить эмоциональную связь бывает очень сложно. Нехватка времени приводит к тому, что дети и родители постепенно отдаляются друг от друга. В дальнейшем эта тенденция будет только усугубляться. Старайтесь как можно больше проводить времени вместе. Организовывайте семейные вечера: это могут быть коллективные игры, просмотры фильмов и мультфильмов, также можно совместно собирать коллекцию, например, календариков, фантиков или игрушек из Киндеров.
Плохие оценки – не приговор
Оценка – это показатель знаний школьника. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок учился на отлично, но, к сожалению, стать успешным в учебе получается не всем и не сразу. Не наказывайте ребенка за плохую оценку – это может сформировать страх. В дальнейшем такой ребенок будет комплексовать и бояться отвечать на оценку, ведь он точно будет знать, что за промах его дома ждет наказание.
Если повысить успеваемость собственными силами не удается, лучше всего обратиться за помощью к репетитору.
Лишение отдыха – плохое наказание
Неправильно лишать отдыха ребенка за какие-то проступки или плохие оценки. Нарушение режима отдыха и работы может принести больше вреда, чем кажется на первый взгляд. Накопившаяся усталость может стать причиной рассеянности и новых двоек.
Знать все заранее – не лучшая идея
Некоторые родители стараются на каникулах выучить школьный материал наперед в надежде, что потом ребенку будет легче освоить материал. К сожалению, эта методика не всегда дает положительные плоды. Порой может наблюдаться обратный эффект – ребенок, который все знает быстро теряет интерес к обучению.
Насмешки неуместны
В процессе обучения ребенок часто делает смешные ошибки или же задает глупые вопросы. Не высмеивайте за такое ребенка. Действуя таким способом, вы можете в результате получить сочетание стеснительности, недоверия и неуверенности. Ребенку будет сложно отстоять свою позицию или попросить объяснить непонятный материал, ведь он будет бояться, что он станет предметом насмешки.
Здоровье важнее оценок
Во время подготовки к школе важно развивать ребенка комплексно, уделять внимание не только интеллектуальному, но и физическому развитию.
Занятия в спортзале и бассейне позволяют снять напряжение, избавиться от стресса. Поэтому не игнорируйте активные виды отдыха.
Как быстро можно подготовить ребенка к школе? В среднем нужно около года, чтобы сформировать необходимые навыки и умения. Этот показатель зависит от общих знаний ребенка и его мотивации к обучению.
Не всегда у родителей есть возможность проводить систематическую подготовку. В таком случае лучше всего обратиться за помощью к специалистам. Современные технологии позволяют работать даже в дистанционном формате.
Образовательная платформа allschools.kz позволит вам сделать подготовку максимально эффективной.
После прохождения курса ребенок научиться:
Наряду с этим занятия позволят сформировать понятие о занятиях и привыкнуть к режиму школы.