Республиканские конкурсы и школьные олимпиады

Республиканские конкурсы и школьные олимпиады  в Правовые вопросы
Эффективной формой выявления одаренных школьников считаются республиканские олимпиады. Подобные мероприятия позволяют стимулировать интерес несовершеннолетних детей к науке и знаниям.

Задачи и особенности Олимпиад

В Казахстане в электронном формате стартовали районные и областные олимпиады (Фото Kazakhstan Today)
Олимпиады предполагают регулярное проведение по основным общеобразовательным школьным дисциплинам ежегодно. Мероприятия республиканского уровня организуются в 4 этапа среди учеников 9, 11 классов, по каждому предметному направлению.

С их помощью решаются следующие задачи:
  • развитие у школьников способностей;
  • углубление навыков и знаний;
  • реализация личностного потенциала;
  • выявление детей с особыми способностями;
  • отбор участников для международных конкурсов;
  • повышение престижности казахского образования.

Основные туры олимпиады

  • 1-й (местный) — проходит до 30 ноября в школах по заданиям, которые разрабатываются с участием специалистов местного образования;
  • 2-й — (уровень города/района) — предполагает прохождение на уровне района и поселения;
  • 3-й (областной) — предполагает участие специалистов областного управления образования, РОО, АОО НИШ и НАО «РФМШ», городов Шымкент, Алматы и Астана;
  • 4-й (республиканский) — предметы на региональном уровне разделяются на направления естественно-математического направления и общественно-гуманитарных дисциплин.
Задание для каждого конкретного этапа конкурсного отбора предполагает предоставление материалов в отсканированной и закодированной форме. Процедура оценки сданных работ осуществляется в полном соответствии с заранее определенными критериями, которые разрабатывают организационными комитетами. Полученные результаты подводятся по окончании этапа, а затем передаются ответственным лицам.

Участниками 1—2 этапов могут стать ученики, проходящие обучение в рамках стандартных программ. К прохождению 3-го (областного тура) будут допущены лучшие 3 участника, которые определяются на основании подведенных итогов предыдущего тура.

Соревноваться в 4-м туре конкурсного отбора могут победители 3-го тура, определяемые на основании результатов оценки сданных для проверки работ. По основным предметам в рамках класса максимальная численность составляет 2 участника. Ученики 11 и 9 классов вправе выбирать естественно-математические дисциплины, а для 11 и 10 классов предлагаются варианты общественно-гуманитарного характера. Претендентами на звание лидера могут выступать дети, входящие в состав сборной олимпийского резерва.

Особенности организации определения победителей

Попавшие на 4-й этап участники полностью обеспечиваются специальным местом, тетрадкой либо бумажными листами, на поверхности которых имеется печать РНПЦ «Дарын». Они должны использоваться при выполнении тестовых проверочных заданий, а текст предоставляется на языке обучения.

По окончании 4-го этапа результаты оценки выполненных работ размещаются на официальном портале «Дарын» и основных местах. Для размещения информации организаторам отводится 60 минут. Отсканированные копии работ выкладываются на электронном ресурсе без личных данных авторов.

Для максимально возможной прозрачности процесса при проведении соревнований оборудуются современные системы видеонаблюдения, благодаря которым можно просмотреть олимпиадные соревнования в онлайн-режиме.

Получившие призовые места школьники на местном, районном либо уровне области получают грамоту, диплом и награду от управления образования. На 4-ом этапе итоговый процент лидеров равен 45% от численности основных участников в рамках отдельного класса и дисциплины.

Каждый победитель проходит процедуру награждения и получает диплом в соответствии с занятым местом.

Их общее количество определяется от заявленной на конкурс численности согласно следующим пропорциям:
  • III степень — от общего числа участников 50%;
  • II степень — от общего числа участников 30%;
  • I степень — общего числа участников 20%.

Количество призовых мест может быть увеличено на основании решения членов, входящих в состав жюри. Подобная ситуация часто наблюдается при наборе участниками равного количества баллов, которое соответствует низшему уровню для возможности получения призового места.



Цели и особенности Президентского конкурса

Фото с сайта daryn.kz

Основными целями проведения Олимпиады принято считать:

  • создание предпосылок для поиска одаренных и способных школьников по основным общеобразовательным дисциплинам с целью дальнейшего развития личного и профессионального характера;
  • стимулирование заинтересованности детей по изучению научных дисциплин, углубление основ теории и развитие навыков практического характера;
  • содействие процессам реализации и развития личностного характера.

Олимпиада предполагает последовательное проведение 3-х основных этапов.

Сроки проведения туров:

  • первый — проходит на региональном уровне в период с первых чисел сентябрь—ноябрь;
  • второй — предполагает 2 отборочных тура:
    • дистанционный первый — включительно до 15 ноября;
    • творческий — в день первого тура;
  • третий — республиканский отбор проходит до 30 ноября.

Попавшие в творческий тур принимают участие в написании эссе с использованием языка, на котором проходило обучение. Объем работы должен занимать не более одной страницы, для выполнения работы дается не более 45 минут.

Участники Олимпиады должны выполнить задание по основным 4-м предметам (математика, химия, физика, биология). Работа пишется на языке, на котором проходила школьная программа обучения.

Участвовать в Президентской олимпиаде вправе ученики 11 класса, которые ранее не пробовали силы в международных или республиканских предметных соревнованиях. На отборочный этап выставляются команды численностью 20 человек, а в рамках одного предмета предполагается 5 претендентов. НАО «РФМШ» и РОО могут иметь по 8 участников, но по 2 человека на каждый предмет.
На основании результатов 2-х туров члены организационного комитета республиканского уровня утверждают основные списки, которые определяют перечень основных участников. Попавшие в него школьники получают право претендовать на победу на республиканском этапе Олимпиады.

Участвующие в республиканском этапе школьники получают сертификаты, которые подтверждают факт попадания в число претендентов. Каждому победителю и призеру Президентской олимпиады вручают диплом Министерства, а процесс награждения происходит по каждой из дисциплин. Общее число победителей равно 25% от состава всех заявленных участников.

На завершающем этапе количество дипломов I— III определяется с учетом пропорций:
  • III степень — от общего числа участников 50%;
  • II степень — от общего числа участников 30%;
  • I степень — общего числа участников 20%.

Дипломы оформляются по каждому предметному направлению с учетом наибольшего количества набранных баллов.

Научные конкурсы республиканские

Организация Научных конкурсов преследует решение следующих задач:
  • стимулирование и поддержка научных и исследовательских трудов, заинтересованности в учебе и познавательной деятельности школьников;
  • поиск наиболее одаренных детей с целью осуществления в дальнейшем поддержки;
  • содействие процессам формирования потенциала интеллектуального характера.

Отборочные турниры конкурсов основываются на требованиях, предусмотренных в рамках общепринятых регламентов Международных Правил. Они разрабатываются квалифицированными членами КНР и определяют критерии оценки соответствия научных трудов на каждом из этапов. В такой роли могут выступать работы научного характера, сертификаты, исследования и модели.

На рассмотрение могут отправляться следующие работы:
  • предполагающие освещение фактов, явлений и ранее не рассматриваемые вопросы, которые затрагивают научную область;
  • представляющие собой модели, аппараты, приборы и конструкции, при помощи которых можно более эффективно решать практические задачи и добиваться рационализации процессов;
  • компьютерные разработки, в рамках которых выполнено экономическое и юридическое обоснование и предложено решение актуальных проблем социального и экономического характера.

На Научные конкурсы не могут быть допущены следующие работы:
  • в рамках которых предполагается использование оборудование, доступ к которому запрещен для совершеннолетних, предполагающие жестокое отношение к животным;
  • с применением вредных для здоровья окружающих веществ (токсичные средства, радиоактивное сырье, соединения неизученной природы с действием мутагенного характера либо относящихся к канцерогенам);
  • предполагающие работу с вирусами, микроорганизмами, алкогольной или табачной продукцией;
  • ранее участвующие на республиканских конкурсах.

Исследовательские научные работы должны быть напечатаны на компьютере.

Они должны состоять из следующих основных частей:
  • лист титульный;
  • перечень основных частей (оглавление);
  • аннотация на языке написания научной работы и с переводом на английский язык;
  • введение;
  • основная часть;
  • выводы в заключении;
  • перечень используемой при написании литературных источников.

1. Титульный лист


Обязательными для указания на титульном листе считаются следующие сведения:
  • название организации, указание города и школы;
  • личные данные автора и соавторов работы, класс;
  • полное наименование научного труда;
  • выбранное направление и секция;
  • сведение о научном руководителе;
  • год и место проведения соревнования.

2. Оглавление

Указывается полный перечень глав и параграфов работы.

3. Аннотация

Объем аннотация должен составлять до 250 слов, отражая краткое содержание научной работы.

Она должна содержать следующие элементы:
  • основную цель исследования;
  • выдвигаемую гипотезу;
  • перечисление этапов;
  • выбранную методику;
  • указание новизны и самостоятельности;
  • подведение итогов и выводы;
  • практическая ценность.

4. Введение

Объем введения не должен превышать 2-х страниц. Здесь приводится обоснование актуальности выбранной для исследования темы, приводится указание цели и задач, кратко описываются выбранные для работы методы решения.

5. Основная часть

Для исследования максимальным значением считается 20 страниц.
Она должна содержать следующие главы:
  • обзор аналитического характера выбранной темы, что позволит согласиться с актуальностью проведения исследования, позволит сформулировать цель и задачи;
  • описание выбранных методов, при помощи которых будет решаться перечень поставленных задач;
  • подведение итогов проделанной работы и обсуждение;
  • описание иллюстративного материала, в качестве которого могут выступать графики, таблицы, чертежи и рисунки.

6. Указание на источники

Ссылки на использованный в работе список литературы необходимо указывать в квадратных скобках. Важно придерживаться сквозной нумерации с учетом последовательности, с которой они встречаются в текстовом содержимом.

7. Заключение

Объем части не должен превышать 1 страницы. В ней указываются результаты исследования и основные выводы, даются рекомендации по возможному использованию в научных целях или на практике.

Используемая литература указывается в конце научного исследования общим списком.

Порядок указания данных источника:
  • данные об авторе и инициалы;
  • для журнальных статей название и указание на периодическое издание;
  • издательство и информация о годе тиража для книг;
  • временные характеристики издания, выпуск и количество страниц.

Работу должен сопровождать отзыв руководителя. В нем необходимо указать актуальность выбранной темы исследования, вносимый автором личный вклад, выявленные недостатки и общий перечень рекомендаций, которые касаются возможностей по дальнейшему использованию труда.

К началу 4-го этапа рекомендуется иметь материал для демонстрации, который используется во время доклада. Он должен вмещаться на стенде и иметь максимальный 135х125 см2.

К его оформлению предъявляются следующие требования:
  • в горизонтальном направлении в верхней части размещается абстракт, данные и возрастные характеристики участника, данные об образовательном учреждении, городе и области;
  • материал должен наглядно отображать содержание исследовательской работы, предполагать использование пронумерованных графиков, рисунков, схем и выводов;
  • важно уделить должное внимание качеству представлению полученных результатов, которые были получены автором в ходе исследования.

Научный руководитель отвечает за корректность выполненной работы и подтверждает достоверность полученных результатов. В работе не должно содержаться информации, переписанной из дипломов, кондитерских или магистерских диссертаций. Учащийся выполняет работу в соответствии с имеющимися возможностями, параллельно приобретая новые научные знания и практические навыки самостоятельного проведения исследований.

Как проходит оценка работ

Темы представленных для оценки исследовательских работ подлежат регистрации в центре «Дарын», а последним днем считается 20 сентября.

Процедура конкурса состоит из 4-х этапов:

1. Первый. Проводится на уровне школы и района сотрудниками отдела образования.
2. Второй. Считается предотборочным, организуется в 2 тура:
первый — проходит защита научных проектов;
второй — тестирование, в рамках углубленного изучения профильного предмета с учетом языка обучения.

Тесты составляются методическим советом и содержат 60 вопросов, а максимальной оценкой считается 120 баллов. На выполнение задания у участников конкурса имеется 2 астрономических часа.

3. Третий. К 3-му этапу допускаются школьники, успешно прошедшие предыдущий тур и набравшие минимум 50% от максимально возможной оценки тестирования. В случае командной работы допуск определяется с учетом среднеарифметического количества баллов, которые набрали авторы работ.
4. Четвертый. Участие принимают призеры 3-го этапа, которые смогли набрать максимальное количество баллов.
Победителем областного этапа вручаются дипломы I—III степени. Общее количество призеров на республиканском этапе равно 45% от общей численности списка участников.

Количество дипломов для награждения лидеров определяется с учетом следующих пропорций:

  • III степень — от общего числа участников 50%;
  • II степень — от общего числа участников 30%;
  • I степень — общего числа участников 20%.

Количество претендентов на призовые места на республиканском этапе может быть увеличено на основании коллегиального решения членов комиссии. Подобная практика распространена в случае набора участниками равного количества баллов, соответствующего минимально возможному уровню для получения участником призового места.

Поделится

Подписывайтесь на нас

    |         |